SOC и COC – это контейнер отправителя и контейнер перевозчика, соответственно.
SOC контейнер расшифровывается, как «Shipper Owned Container», а COC контейнер «Carrier Owned Container». Если говорить просто, в первом варианте контейнер находится в собственности отправителя товара, а при COC принадлежит перевозчику. Но давайте копнём чуть глубже, кто конкретно может быть собственником контейнера?
1. Компания, которая сдаёт контейнеры в аренду;
2. Транспортная компания – морские линии, Ж/Д операторы и прочие;
3. Экспедитор или оператор;
4. Масштабный экспортер.
Выходит, что если при транспортировке товара фактический отправитель не предоставляет контейнер, он находится в собственности перевозчика.
Когда выгоднее SOC?
SOC может быть выгоднее на определённых направлениях, при условии, что вы не покупаете контейнер, а берёте в аренду у сторонней организации. При этом для линии контейнер будет являться вашим. По факту это та же аренда, как при COC, просто дешевле. Также если ваши поставки регулярные и долгосрочные – есть смысл приобрести контейнер в собственность. Но при таком решении нужно рассчитать целесообразность, сравнив количество и размеры своих поставок со ставками на аренду от линий и организаций.
Когда выгоднее COC?
COC-контейнеры удобнее в использовании, и выгоднее, если сравнивать с покупкой и брать во внимание, что поставки нерегулярны. Оплачивается аренда, обратная доставка до ближайшего терминала или склада перевозчика. Но тут есть тоже свои нюансы: например, при обратной доставке может не быть подходящего транспорта, может быть высокая цена или проблемы с временем хранения тары на месте выгрузки, а оплачивать аренду необходимо вплоть до возврата.
В общем, чтобы выбирать с выгодой – нужно понимать, что если линия предоставляет контейнеры дороже, тогда стоит арендовать самому. Главное не забудьте проверить наличие терминалов перевозчика, они должны быть и в точке «А», и на конечной.
Как определить кто собственник контейнера?
По уникальному коду из 4-х букв (BIC-code). Международным бюро по контейнерам и интермодальным перевозкам присваивают код (префикс) собственнику, а также заносится в международный реестр контейнеровладельцев. Код присутствует на всех морских контейнерах, а если у одного собственника несколько контейнеров — тогда единым кодом маркируют все контейнеры.