«Честный ЗНАК» – единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров.
Мы видим много вопросов про то, как эта система работает и решили описать процесс.
Ни для кого уже не секрет, что маркировка распространяет свои сети на всё большее количество товаров с каждым днём. Без неё продавать товары нельзя даже на онлайн-площадках, в том числе на маркетплейсах (существуют даже черный список селлеров из которого выйти невозможно).
Согласно данным системы «Честный ЗНАК», к 2024 году национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.
На сегодняшний день обязательной маркировке подлежат следующие группы товаров: пиво и слабоалкогольные напитки, меховые изделия, обувь, табак и табачная продукция, лекарства, фотоаппараты и лампы-вспышки, духи и туалетная вода, шины и покрышки, товары лёгкой промышленности (постельное белье, полотенца и т.п.), молочные продукты, любые виды упакованной воды.
В стадии эксперимента: БАДы, велосипеды, кресла-коляски, антисептики, медицинские изделия и икра осетровых и лососевых рыб. По завершении пилотных проектов будут установлены даты введения обязательной маркировки этой продукции.
Главный принцип системы – честность перед потребителями, прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж). Благодаря этому, повышается уровень безопасности жителей России и шансы победить контрафакт и некачественные аналоги, возрастают. Те, кто соблюдают правила системы, становятся честными продавцами, вызывающими у потребителей доверие и чёткое осознание, что контрафакта у них не будет.
Проверить легальность товара может каждый у кого есть приложение ЧЗ на телефоне. Из-за онлайн-касс, данные системы маркировки синхронизируются и продать контрафакт попросту невозможно.
Есть три основных вида маркировки:
1. DataMatrix-код.
«Хранилище» информации о товаре. В него вмещается наибольший объем информации. При повреждении до 30% всё равно считывается 2-D сканерами. Похож на QR-код: двумерный и содержат чёрно-белые элементы. Но DataMatrix-код может значительно уменьшаться в размере, что хорошо подходит для небольших упаковок. Одна метка стоит 50 копеек (если товар находится на стадии эксперимента — бесплатно).
2. RFID-метки.
Радиочастотные метки, в которых зашифрована информация о товаре. RFID-метки упрощают и ускоряют производственные процессы, уникальный номер (ID) метки гарантирует защиту от подделки, их тяжело испортить, информацию можно считывать на расстоянии до 50 метров. Но для прочтения необходимо специальное оборудование, а для небольших компаний это может быть накладно. Поэтому они используются реже.
3. Коды агрегации.
Коды агрегации наносят на групповую упаковку. Внутри групповой упаковки находятся единицы маркированной продукции.
Разберём проблемный кейс наших коллег, с которым может столкнуться каждый, кто занимается импортом:
Ситуация: Производитель в Китае отказался маркировать продукцию, и отправил товар подлежащий обязательной маркировки на территорию РФ без маркировки.
Ключевая ошибка: нарушение порядка маркировки товаров.
Как мы исправили ситуацию:
— Оперативно зарегистрировали клиента во всех информационных системах
— Завели карточки товаров, пока контейнер был в пути
— Подготовили коды маркировки к нанесению
— На СВХ провели физическую маркировку и успешно подали декларацию
То есть, запрос был: промаркировать партию обуви и провести таможенную очистку.
Как в этом случае поэтапно действовала компания?
— получили от клиента право на ЭШП зарегистрировали личный кабинет юридического лица
— запросили необходимую информацию у производителя
— согласовали нанесение кодов маркировки силами производителей в Китае
— сформировали карточки товаров
— успешно получили модерацию
— направили коды маркировки на завод для маркировки товаров
— провели все таможенные процедуры
— корректно ввели в оборот коды маркировки
Что нужно знать о маркировке и «Честном ЗНАКе» ещё?
Нужно понимать, что может случиться, если вы не промаркируете товар…
Отсутствие маркировки товаров, регистрации в системе маркировки, целенаправленное увеличение максимальной розничной цены – всё это приводит к административной ответственности и штрафам, к огромному количество штрафов. А что самое важное – за некоторые правонарушения вы можете понести уголовную ответственность.
Рассмотрим основные санкции:
1. Отсутствие кода маркировки. Такой товар нельзя принимать и, тем более, продавать. Штраф для всех товарных групп, кроме табака: от 5000 до 300 000 тысяч рублей. В случае отсутствия кодов на табачных изделиях: от 30 000 до 500 000. Конфискация предметов нарушения проходит в обязательном порядке. При этом за преступления в особо крупных размерах и в случае сговора, штраф может быть до 1 млн рублей, либо лишение свободы до 5 лет.
2. Товары не были введены в оборот. Если у вас уже есть коды, они нанесены на товары, но в оборот не введены – их продажа запрещена. Иначе штраф: от 1000 до 100 000.
3. За производство/приобретение/хранение/перевозку в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки ждёт уголовная ответственность, статья 171.1 УК РФ. Получить наказание можно даже если код был подделан не продавцом, так как товар, в любом случае, принимал он. Штраф до 300 000 или доход за период до 2 лет, если суд решит, тогда возможно лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 000 или в размере дохода за период до 6 месяцев. Если установят, что присутствовал предварительный сговор или участников было несколько, тогда лишение свободы до 4 лет со штрафом до 100 000 или доходом за период до 1 года. При подделки кодов крупной партии товара и участии организованной группы, срок лишения свободы может быть до 6 лет со штрафом до 1 млн или доходом за период до 5 лет.
Что думаете про переход с Карго на белые поставки, уже пора?